Беседа с бакинцем, которого карабахские сепаратисты выжали из Баку. Часть – 2

07/01/22 4:03

Вторая проблема, которая ждет своего решения, а точнее определения дорожной карты его решения – это делимитация и демаркация азербайджанско-армянских границ.

1. Может ли это проблема рассматриваться без признания взаимной территориальной целостности стран?

2. Какая карта должна быть взята за основу при рассмотрении этой проблемы?

3. Как изжить советские, специально нарисованные границы, пересекающие населенные пункты, транспортные сообщения?

4. Анклавы: быть или просто их убрать путем обмена территорий?

Ниже привожу видение моего собеседника, профессора, бывшего бакинца армянского происхождения.

«Часто можно услышать от армянских политиков, что вооруженные силы Азербайджана нарушили государственные границы Армении и находятся на международно признанных территориях страны. Также азербайджанская сторона говорит об оккупированных ранее армянскими вооруженными силами территорий Азербайджана. Значит есть какие-то документы, карты, свидетельствующие о разграничении территорий обеих стран. Я думаю, что в настоящее время речь идет об уточнении приграничных территорий, их принадлежности одной из сторон.

Конечно, признание территориальной целостности обеих стран с оговоркой о последующем уточнении приграничных территорий, значительно облегчило бы этот процесс.

Сегодня разные стороны, в том числе и Россия, говорят о картах 20-х годов, некоторые упоминают карты после 1975 года (в увязке с Хельсинским Соглашением), ….

Мне представляется, что за основу должна быть взята карта на 1991 год, год развала Союза. Наверное, в пакет документов, представленных обеими странами при вступлении в марте 1992 года в ООН, были включены карты 1991 года. Именно на основании этих карт были приняты соответствующие решения СБ ООН о немедленном выводе армянских войск с территории Азербайджана. Далее, на основе анализа различных решений о передаче тех или иных территорий из одной страны в другую, найти компромиссные решения по каждому вопросу в отдельности. Но при этом обе стороны должны подтвердить, что Карабах является составной частью Азербайджана, Сюник (Зангезур)- Армении»

Здесь я прервал своего собеседника и напомнил, что Зангезур в ноябре 1920 года, при советской власти, был вычленен из состава Азербайджана и передан Армении, а Карабах решением пленума Кавбюро ЦК РКП(б) от 5 июля 1921 года был оставлен в составе Азербайджана.

«Согласен», —сказал профессор и далее продолжил.

«Данный процесс очень трудный, мучительный, связанный с судьбами людей. Ты правильно писал, что армяне всегда, например, в районе Зангелана, пользовались азербайджанскими пастбищами. Наверное, и не только там. Проезжая по существующим дорогам, по несколько раз пересекали так называемые границы между республиками. Ты писал, что так было почти 70 лет. Потом оккупация азербайджанских земель, которая продолжалась почти 30 лет, вообще вдолбила в сознание армянской стороны принадлежность этих территорий Армении. Сегодня все это, просто поменять, не вмещается в сознание армян. Но это надо делать. Можно будет найти в перспективе механизм сотрудничества в приграничных зонах, как это делается во многих цивилизованных странах. Но сегодня это реальность, и границы надо обустраивать в соответствии с международными правилами», – заключил мой визави.

«Что касается анклавов! На данный момент в условиях полного отсутствия доверия между народами обеих стран, поствоенная злоба, ненависть не позволит восстановить анклавы в полном объеме. Здесь основной вопрос – обеспечение безопасности населения. Сможет ли Армения обеспечить безопасность азербайджанского населения, например, бывшего анклава – ранее азербайджанского села Кярки, которое сегодня населено армянами?1 Не думаю? Как-то прошла информация и о передаче этого села Азербайджану, но потом все поутихло. Например, Пашинян считает, что не следует обмениваться существующими с советских времен анклавами для разрешения территориальных споров», – заявил профессор.

Напомним читателям:

“Если кто-то (Азербайджан -К.Р.) говорит, что имеет анклавы, мы тоже говорим, что и мы имеем анклавы. В международной практике были решения. Оно следующее – кто владеет с этой точки зрения территорией, остается ему. И взаимно решается этот вопрос”, – сказал Пашинян на встрече с активом возглавляемой им партии “Гражданский договор».

“В результате первой карабахской войны есть территории советской Армении, более 70 кв км, которые сегодня находятся под контролем Азербайджана. Земли многих армянских сел сейчас находятся под контролем азербайджанской стороны. Под контролем армянских ВС также есть территории, которые принадлежали советскому Азербайджану. Еще с 90-х годов есть боевые позиции ВС Азербайджана, которые находятся в составе советской Армении”, – сказал Пашинян в парламенте.

Здесь Пашинян лукавит. Одно дело подавляющее большинство села были армяне, другое дело, когда село закреплено, как территория Армении. Если в Ханкенди большинство населения составляют армяне – это не означает, что эта территория Армении.

Этот принцип имеет свою историю. В 1918 году, когда Национальные Советы Азербайджана, Армении и Грузии приняли решения о создании своих национальных государств, Азербайджан и Грузия указали конкретные территории, в соответствии с административным делением Российской империи. Тогда как Армянский национальный Совет объявил о создании Армянского государства на территориях населенных пунктов с преобладающим армянским населением. Поскольку таких населенных пунктов не имелось, то просто была оставлена такая формулировка без указания административных территорий. Нет таких территорий – будет! И вот пошла военная этническая чистка многих территорий, в том числе и Зангезура, где под руководством будущего гитлеровского холуя Нжде, было уничтожено более 190 азербайджанских сел, погибло почти 50 тысяч мирного населения.

Село Кярки, согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики, входило в Садаракский район Нахичеванской Автономной Республики. А как же семь сел Газахского района: Аскипара, Бархудлу, Софулу, …

Решение проблемы анклава имеют важное политическое, военно-стратегическое, экономическое,…. значения.

Ответ надо будет искать. Что-то обменивать на соответствующие приграничные территории, что-то оставлять как есть,….

Лидерам обеих стран предстоит выбрать наиболее оптимальный вариант, приемлемый для двух народов.

(продолжение следует

Кямран Рустамов — Педагог и общественный деятель, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки. Член Национального Совета Тюркской Республики Иреван и Комиссии по Стратегическим Исследованиям