Экспансионистская политика России в Южном Кавказе и его трагическое последствие

20/11/21 6:57

Первая статья. Преступно захватническая политика России

Двигаясь на юг с 19 века к выходу теплым морям, Российская империя вела агрессивные войны против коренных народов Кавказа, что привело к геноциду, убийствам и изгнанию целых народов, проживающих в этих районах.

В результате оккупационной политики Царской России, Советской России и Российской Федерации азербайджанский народ больше всего подвергался геноциду, изгнанию и убийствам.

Агрессивная захватническая политика Российской империи еще со времен Петра I стремилась приобрести силой оружия плодородные и в военно-стратегическом отношении очень важные азербайджанские земли. Дальнейшая экспансия в зонах Черного моря и Каспия со стороны России оказывалась невозможной без утверждения на Южном Кавказе, в том числе в Северном Азербайджане. Экспансия же Российской империи в Азербайджане в начале XIX века происходила под знаком борьбы с Османской и Тюркско-Каджарскими державами в Иране за обладание этой страной. Эта борьба представлялась России очень серьезной, ибо ее задача с самого начала не ограничивалась захватом только северной части Азербайджана, но – всем Южным Кавказом. Названный регион был нужен России как плацдарм для последующего территориального расширения российских владений и колоний.

Однако, планы Российской империи сталкивались с интересами западных держав, в особенности Британии, которая стремилась использовать выгодное стратегическое положение Азербайджана для сдерживания русской экспансии на Южный Кавказ. Франция также не могла примириться с усилением влияния России в этом важном регионе, о чем писал в своем циркуляре в 1805 году французский министр иностранных дел Талейран Шарль Морис (1754-1838) “Наполеон со справедливым беспокойством видит опасность в связи с усилением позиции России на юге Азии”.

В то же время присоединение к России в 1801 году Восточной Грузии, а в 1803 году – завоевание Джаро-Балаканских джамаатов (вольных обществ), что означало начало затяжной для Российской империи Кавказской войны, а также захват силой оружия в 1804 году Гянджинского ханства привели к сопротивлению Каджарского Иранского государства и Османской империи, а также Британии и Франции. Эти политические коллизии вылились в первую русско-каджарскую (Иран) войну 1804-1813 годов и в русско-османскую (Турция) войну 1806-1812 годов. Они завершились заключением мирных договоров России с Тюркским Каджарским (Иран) государством – Гюлнстанского в 1813 году и с Османской державой – Бухарестский в 1812 году.

Однако, и после них международная обстановка не улучшилась. Ущемление интересов Тюркского Каджарского (Иран) государства на Кавказском направлении продолжало подогревать напряженность. Претензии Каджарского (Иран) шаха Фатали, активно поддерживаемые Британией оказались настолько велики, что российский император Александр I был готов возвратить некоторые из иранских провинций в Южном Кавказе, чтобы “ослабить влияние англичан”. Правда, это вовсе не означало отказа России от планов завоевания Азербайджана и соседних территорий, от упрочения российских позиций на Южном Кавказе. В итоге русско-каджарской (Иран) войны 1826-1828 годов северная часть Азербайджана была захвачена Россией. Южная осталась в составе Каджарского (Иран) государства. Так появились два Азербайджана – Северный и Южный.

Переселение армян в Карабахское и Иреванское ханство (Западный Азербайджан)

Целью переселенческой политики России и было создание на азербайджанской земле этно-конфессиональной опоры, моральное подавление азербайджанцев, превращение их в «людей второго сорта». Одновременно, преследовалась цель выжить азербайджанцев с исконно азербайджанских территорий и заселение их христианскими мигрантами.

В процессе завоевания северных земель Азербайджана перед Российской империей встал вопрос об установлении ее власти на Южном Кавказе, которая мыслилась как целенаправленная колониальная политика.

Преследуя эту цель, Россия проводит в Северном Азербайджане переселенческую политику, планомерно размещая здесь христиан, проводит другие мероприятия, рассчитанные на русификацию страны и постепенное ослабление здесь мусульманского начала.

Следовательно, процесс переселения в XIX-начале XX веков на окраины империи, в том числе и в Северный Азербайджан, вытекал из государственной политики и преследовал строго определенные цели русификации и христианизации завоеванной окраины. Таким образом, суть переселенческой политики заключалась в христианизации завоеванной окраины.

Следует отметить, что в процессе христианизации первоначально главный упор был сделан на армян. В частности, так было в первой половине XIX века, когда представители официальных кругов России считали: «Армяне по единому христианству, под защитою российского правительства, питают для собственного блага основательную преданность». При этом, учитывалось несколько моментов

-Во-первых, армяне, будучи восточными христианами, были более других “приспособлены” к условиям жизни в восточных странах, захваченных Россией.

-Во-вторых, они жили за кордоном преимущественно в мусульманских государствах и землях, под иноверной и иноязычной властью.

-В-третьих, армяне были знакомы с восточными языками, мусульманскими обрядами и традициями, образом жизни.

-В-четвертых, утратив окончательно в XI веке собственную самобытность, они жили по чуждым для них законам, хотя прекрасно адаптировались к изменившимся политическим и конфессиональным условиям. Тем более, армяне должны были быть благодарны России, которая, приютив армян, давала им возможность отблагодарить её.

Политика христианизации выражалась также в покровительстве армянскому населению за счет ущемления интересов азербайджанцев. Подтверждением тому служит письмо Мехтигулу-хана Карабахского генерал-лейтенанту А. А. Вельяминову, в котором говорится: «архиерей Нерсес, прибыв из Тифлиса в мое ханство, вручил мне письмо А. П. Ермолова, где говорилось, что он желает сделать исчисление всем карабахским армянам, чему я удивляюсь, ибо, если правительство желает знать настоящее число карабахских подданных, то какая необходимость отделять армян от азербайджанцев. Если каждый приезжий каждый год из другого места начнет исчислять карабахских армян, то сие будет противно порядку и закону карабахскому».

Этот документ свидетельствует, что русская администрация интересовалась удельным весом армян в составе населения Карабахского ханства далеко не случайно: по истечении определенного времени после утверждения русского владычества имперские власти интересовались, как идет процесс христианизации Северного Азербайджана, в данном случае жителей Иреванского и  Карабахского ханств.

Вахидов Курбан. Исследователь – аналитик. Член Национального Совета Тюркской Республики Иреван и Комиссии по Стратегическим Исследованиям