«Конечно, важные значения для создания системы и развития сотрудничества на Южном Кавказе имеют транспортные коммуникационные системы. Поэтому и в известном Соглашении, и в последующих шагах по реализации этого основополагающего документа уделяется особое внимание транспортной логистической инфраструктуре региона. Почти тридцатилетнее нахождение в блокаде основных транспортных магистралей омертвила экономику Армении», – продолжил беседу мой собеседник, касаясь очень важной составляющей будущего регионального сотрудничества.
«В первую очередь надо разобраться с двумя основополагающими транспортными магистралями: Лачинский и Сюникский (Зангезурский) коридоры», – начал беседу по этому вопросу профессор.
«Но здесь сразу надо отметить: Зангезурский коридор предполагает соединение Западных районов Азербайджана и Нахичевань (Азербайджан), а Лачинский коридор соединяет Армению с нагорной частью Карабаха Азербайджана. Это принципиально их рознит с точки зрения обустройства», – заметил я.
«Да, конечно! Но Армения категорически против каких-либо экстерриториальных транспортных сообщений. Как-будто обе страны договорились, что железная дорога будет работать по правилам, установленным соответствующими положениями СНГ (таможенный и пограничный контроль, соответствующие тарифы). А вот с автомобильным транспортным сообщением что-то не смогли прийти к единому мнению. Президент Азербайджана И. Алиев жестко подчеркнул, что Лачинский и Зангезурский коридоры должны работать по одной и той же модели. В противном случае Азербайджану придется пойти на крайние меры и установить таможенный и пограничный посты в лачинском коридоре. Но для меня и не понятно, как ж/д будет работать по одному принципу, а вот автомобильная дорога по-другому. Без решения этой проблемы ни функционирование коммуникаций, ни экономическое сотрудничество не имеет перспективу», – продолжил беседу профессор.
«Вся проблема заключается в том, что Армения просто не желает искать пути решения этой проблемы. Можно же, как я ранее писал, решить эту проблему путем предоставления территории под транспортные коммуникации Азербайджан – Нахичевань в долгосрочную аренду. Можно искать и другие варианты. Тем более речь идет о территориях, которые являются историческими землями азербайджанского народа, которые волевым решением коммунистических властей были переданы Армении. Это тоже армянской стороной надо принимать во внимание», – подчеркнул я.
«Ты знаешь, – продолжил я, – вся проблема в том, что в Армении туркофобские настроения настолько вбито в сознание людей, что люди рассуждают так: пусть нам будет плохо, только туркам не было хорошо».
«Да, такое присутствует. Но, конечно, неожиданное для армянского народа позорное поражение еще больше эту составляющую усилила. Их уверяли, что армянская армия может в любое время взять Гянджу, если захотим Баку, и вдруг …», – говорил сочувственно мой визави.
«Беда в том, как однажды ты сказал, что армяне все время строили свое прошлое, тогда как азербайджанцы строили свое будущее. Массовая возня в мифическом прошлом разрушает трезвое мышление. Армянским историкам мало было Урарту, теперь пытаются вдолбить в сознание армянского народа, что шумеры говорили на армянском языке. Дескать более половины расшифрованных шумерских слов являются армянскими», – горестно продолжил профессор.
Напомним читателю, что Шуме́рский язы́к язык древних шумеров, на котором говорили в Южном Междуречье в 4—3-м тысячелетиях до н. э. Около 2000 года до н. э. шумерский язык был вытеснен аккадским языком из разговорной речи, но продолжал использоваться в качестве языка религии, администрации и обучения вплоть до начала нашей эры. Записывался клинописью, которую изобрели сами шумеры. Представлен, в первую очередь, религиозной, хозяйственной и юридической литературой. Был открыт и расшифрован в XIX веке. Генетические связи языка не установлены. Точное количество известной шумерской лексики назвать сложно. Пенсильванский словарь шумерского языка содержит около пяти с половиной тысяч слов.
«Нам представителям армянской интеллигенции бывает стыдно, когда несут всякую чушь о строительстве египетских пирамид армянами, об армянских корнях англичан. Вообще, ни в какие рамки не влезают утверждения, что Ной говорил на армянском, об армянских корнях Иисуса, да всякую другую ересь. Вся эта болтовня стирает истинную историю армянского народа. Наносит невосполнимый вред. Об этом напоминал академик Б. Пиотровский, например, высказанные замечания на заседании Президиума Академии наук Армянской ССР с целью остановить поток безграмотных “теорий”, наносящих вред армянской исторической науке, и, к сожалению, проникших в популярную литературу», – с горечью говорил мой собеседник.
Он имел в виду статью Б. Пиотровского, о которой я писал ранее
«Я глубоко убежден, что Карабахская война спустила подавляющее большинство армян с неба на землю. Люди поняли, что есть мир, другие народы, со своими историями, культурными ценностями. Пришло понимание, что надо не кичиться тем, что есть у тебя, а ценить то, что есть у другого. Только уважение к другой культуре, другим традициям побуждает других ценить тебя, уважать тебя», – заключил мой старый бакинский друг.
Долго мы еще сидели, говорили о детях, их достижениях. С надеждой, что дети наши когда-нибудь смогут так же встречаться, беседовать. Время покажет. Но надежда всегда согревает наши души. Где-то прочитал: “Надежда всегда твердит, что в будущем будет легче. Надежда — продукт воображения. Отчаяние — тоже. Отчаянию слишком живо рисуются возможные беды; надежда — это энергия, и она побуждает ум испробовать все способы борьбы с ними”.
Вот так!
Кямран Рустамов — Педагог и общественный деятель, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки. Член Национального Совета Тюркской Республики Иреван и Комиссии по Стратегическим Исследованиям