Эта церковь некоторый период была пристанищем фальшивомонетчиков. Этот монастырь создал во мне впечатление скорее политического центра, чем религиозной обители.
Французский ученый де Бан. «О визите в церковь Эчмиадзин».
В XV веке Армянская Церковь переместилась с Киликии в Эчмиадзин. В XIX веке царская Россия вознамерилась создать на Кавказе анклав христианских государств. Грузинское царство к тому времени все еще существовало. Албанское государство царское правительство рассчитывало воссоздать в пределах Азербайджана. Третьим христианским государством должна была стать Армения, которая никогда не имела своего государства в Закавказье.
Кавказская Албания, испокон привлекавшая внимание ученых всего мира историей, самобытной культурой и архитектурными памятниками, является древнейшим государством, исповедовавшим христианство. Согласно историческим источникам, христианство появилось здесь в I веке нашей эры, когда в эти края прибыли христианские миссионеры из Иерусалима и Сирии. Тогда в Кавказской Албании впервые образовываются христианские общины.
История Албанской апостольской церкви, в отличие от армянской григорианской, восходит к Иерусалимской церкви, а в последующие периоды – к Иерусалимскому патриархату. Более подробно об этом говорится в «Истории албан» Моисея Каланкатуйского, написанной по указанию албанского правителя Джаваншира. В произведении, в частности, отмечается, что ученик апостола Фаддея – Святой Елисей при строительстве церкви Киш в Шеки воскликнул: «Это наш духовный центр и место просвещения». Елисей, ставший первым проповедником христианства в Албании, был убит и похоронен в пригороде Шеки. Еще одним наглядным подтверждением тому, что христианство в Кавказской Албании существовало задолго до появления армяно-григорианской церкви, свидетельствует письмо католикоса Авраама к албанам: «Престол албанского патриархата, бывший раньше нашего, некогда являлся нашим (армян) единомышленником».
Согласно исследованиям, в V-VIII веках на территории Кавказской Албании действовало 12 епископств: Кабалака (Габала), Гашуа, Еута, Амарас, Цри, Баласакан (Шеки), Гирдиман, Мец-Когманк, Мец-Иранк, Хабанд, Партав (Барда) и Гандзасар (Кельбаджар). После того, как в 552 году глава Албанской церкви святой отец Абас перенес свою резиденцию из Чола в Барду, Бардинская церковь стала крупным монастырем.
В период Арабского Халифата, до прихода ислама в Азербайджан на территориях Арцах-Карабах проживало только местное население – Албано-Азербайджанские племена. В VII веке большая часть Арцах-Карабахского населения приняла ислам. До тех пор здесь было принято христианство и огнепоклонничество. Незначительная часть христианского населения ушло в горы и сохранило свою веру. Они были представителями албанских и других племен. В тот период армянского государства не существовало, но армянская церковь григорианского направления христианства продолжала свою деятельность. Местное албано-христианское население, ушедшее в горы Арцах-Карабаха, первоначально молились только в своих церквях и придерживались с религиозной точки зрения традициям албанской церкви. Но вследствие различий вероисповедания с соседними грузинскими христианами и прекращения связей вообще с христианским миром, эти племена Азербайджанских албан постепенно стали подпадать под влияние армянской церкви, и сначала приняли григорианство, а затем смешались с армянами.
Несмотря на все это, племена Азербайджанских албан ушедшие в горную часть Карабаха длительное время сохранили свою этническую и религиозную принадлежность и до середины XIX века в официальных документах описывали себя как представителей албанской национальности и албанской церкви. Большая часть населения Арцах-Карабаха (с XIII столетия используется название Карабах) состояла из местных тюрков и эта провинция в составе различных государств Азербайджана управлялась со стороны правителей из местных племен. Христианское же население, ушедшее в горы, всегда подчинялось этим правителям, но с целью сохранения своей религиозной принадлежности старалось создать определенные структуры самоуправления. Государства Саджидов и Атабеков в начале IX-XIII века фактически объединили страну с политической точки зрения. Но в то же время христианским албанам была дана возможность создать органы самоуправления с целью сохранения своего религиозного отличия. В течении этого времени структуры созданные албанами- христианами в период правления Гасана Джалала (1215-1261 гг.) из династии Мехранидов (вследствие того, что они проживали в мусульманском государстве и принятии большинства мусульманских обычаев, они принимали мусульманские имена, несмотря на то, что являлись христианами) достигли еще более высокого уровня развития.
Эта структура называемая Хачынским княжеством подчинялась центральной власти Азербайджана. Династия Гасана Джалала всегда с верностью служила Азербайджанскому правительству. За эту верность правитель Азербайджанской династии Каракойунлу – Джахан шах дал им титул «мелик» (на тюркском языке это означает «владелец имения»). В период существования Азербайджанского государства Сефевидов (1501-1736) местные органы самоуправления были ликвидированы и была создана новая территориально-административная система – бейлербекство. Одной из таких территориальных единиц являлось Карабахское бейлербекство. Карбахское бейлербекство состояло из 7 санджаков и 36 нахийе, т.е. не подразумевалось создание какой-либо структуры самоуправления. Это положение продолжалось до первой половины XVIII столетия. Начиная с этого периода Российское правительство стало использовать христианское население Азербайджана в своих целях. Основа этой политики была положена Петром I, который не скрывал своей оккупационной политики и эта политика была продолжена и после него. Российские правители пытались представить албан-григорианцев проживающих в нагорной части Карабаха как армян и подстрекали их на то, чтобы они приняли это. Но это древнее население Азербайджана не проявляло желания поменять свое название. Под особым наблюдением и контролем находились труды историков, воссоздававших картину политической и культурной жизни албанов, одного из трех основных древних народов Закавказья, наименее известного и очень мало изученного, хотя он является одним из предков народов закавказского Азербайджана и горного Дагестана. Центр изучения древней Албании по указаниюПрезидиума Академии наук СССР переместился из Баку в Ереван.
Вышедшая в 1986 году книга Фариды Мамедовой «Политическая история и историческая география Кавказской Албании (Ш век до н.э. – УШ век н.э.)» и защищенная в апреле 1987 года в качестве докторской диссертации, подверглась разгромной критике в ереванской газете «Гракан терт» («Литературная газета»). Литератор Альберт Мутегян обратил внимание вышестоящих партийных органов и ВАК-а на ненаучное толкование Ф.Мамедовой многочисленных фактов армянской истории и тенденциозное их извращение и обвинил автора «в беспочвенных притязаниях и стремлении присвоить памятники средневековой армянской литературы, архитектуры и культуры».
Напрасно академик Зия Буниятов предупреждал своего оппонента из «Гракан терт», что нельзя превращать албанистику из области науки в поле политики, тем более сигнализировать в «’вышecтoящиe органы», ведь древняя Албания – это культурное наследие многих народов, и в первую очередь – Азербайджана. Зия Буниятов ссылался при этом на одного из основателей албанистики и Армянской академии наук, академика Иосифа Абгаровича Орбели, справедливо осудившего в свое время «армянские националистические наукообразные домыслы».
Причины процессов григорианизации и арменизации на этих территориях Азербайджана, их протекание, сущность армяно-халифатского сотрудничества и другие проблемы, вопросы отражения их в исторической литературе, были особо исследованы академиком З.Буниятовым. Естественно, что по отношению к григорианизации процесс арменизации должен быть более длительным, что на самом деле и произошло. Оспаривая идею С.Т.Еремяна о том, что ” с VII века (точнее с начала VIII века) Албанская церковь рассматривалась как часть армянской церкви” и что в этот период шла арменизация Сюника, Арцаха, Ути и др. областей в Арранской области, З.Буниятов писал: “Привлекает внимание смешение двух различных понятий: арменизация и григорианизация. В этом случае можно говорить только о григорианизации Арранского населения с помощью армянской церкви. Точка зрения С.Т.Еремяна по этому поводу не совсем точна, так как область Сюник и большая часть Арцаха в Арранской области были арменизированы ближе к началу XII века”.
Эта идея (также и вывод, к которому пришел и академик С.Т.Еремян!) еще раз подтверждает, что население, проживающее в этой части Карабаха, вначале не было армянским, а наоборот, было азербайджано-албанскими племенами, которые впоследствии были арменизированы, точнее, вначале григорианизированы и затем арменизированы.
Об этом свидетельствуют и одонтологические исследования, информирующие об этногенезе популяции и ее взаимосвязях, и основывающиеся на современных научных достижениях. Совершенно неслучайно, что после расчленения Арабского халифата на этой территории Албании возникли Сюникское и Арцах-Хачинское княжества. К концу XII века Сюникское падишахство распалось, после смерти князя Григора и Смбата в 1166 году правящая здесь династия прекратила свое существование. Княжество Хачин, образовавшееся на территории Арцаха в конце XII – начале XIII веков, было, по словам И.А.Орбели, “частью древней Албании”. Таким образом, совершенно естественно, что после распада Арабского халифата среди государств, возродившихся на его территории, не было ни одного армянского государства. Это доказывает отсутствие истории государственности у армян на Южном Кавказе, в отличие от Азербайджана и Грузии.
Время протекания этих процессов, IX – начало XIIIвека,. в особенности период Саджидов-Атабеков-Ширваншахов, было периодом увеличения могущественности Азербайджана на всем Южном Кавказе. Саджиды и Атабеки фактически объединили исторические земли Азербайджана с политической точки зрения.
Хачинское княжество, возникшее на территории бывшей Албании, достигло высокого уровня развития в период правления Хасана Джалала (1215-1261), принадлежащего к роду Мехранидов. Неслучайно, что на нарративных и эпиграфических памятниках этого периода наряду с титулами “Князь Хачинских государств”, “Величественный князь Хачинского и Арцахского государств” упоминается также титул “Повелитель Албании”. Другими словами, все титулы Хасана Джалала присущи истории Азербайджана – Албании. Во время его правления был построен Ганзасарский монастырь, считающийся одной из ценнейших жемчужин Албанской архитектуры.
Завершение прогригорианизации и проарменизации азербайджано-албанского населения Нагорного Карабаха
Григорианизация и арменизация албанского населения Нагорного Карабаха, как отмечалось выше, была длительным историческим процессом:
- Аборигенное (местное) население Карабаха, как и население других земель Северного Азербайджана (Албании), было албанскими племенами.
- В начале IV века в некоторых местах Албании, в том числе и здесь, было распространено христианство.
- В период захвата и господства Арабского халифата в Северном Азербайджане в VII-IX веках в стране был распространен ислам, но албанцы, проживающие в горной части Карабаха, остались христианами.
- Армяно-григорианские миссионеры, мигрирующие в Южной Кавказ после захвата арабского халифата, пользуясь благоприятными условиями, занялись григорианизацией, затем арменизацией христиано-албанского населения горной части Карабаха, что было длительным процессом.
- Христиане горной части Карабаха в письме русскому царю Петру I называли себя албанцами. Это доказывает тот факт, что еще в начале XVIII века они не считали себя армянами.
- Вмешательство России в регион, переселение армян из других стран в Южный Кавказ, в том числе в Азербайджан, способствовало усилению здесь армянского фактора. Эта политика послужила перевороту в исторической судьбе григорианизированных албанцев, проживавших в горной части Карабаха. Арменизация этих людей вступила в последний этап.
- Массовое переселение армян из Ирана и Османской империи наряду с другими регионами Северного Азербайджана, в Карабах, во время Русско-Иранской войны (1804-1813, 1826-1828), особенно во время Туркменчайского договора и Русско-Турецкой войны (1806-1812, 1828-1829) и после договора в Эдирне1829 г., завершило арменизацию григорианизированных албанцев. В 1836 году было ликвидировано албанское католичество. Лишь после этого их можно назвать, в прямом смысле этого слова, армянами.
- Несмотря на все это, армяне Нагорного Карабаха в составе общего армянского населения сохранили в себе специфику албанских корней.
В соответствии с указом императора Николая I от 11 марта 1836 года, Албанская апостольская церковь была передана в подчинение армянской григорианской церкви. Таким образом, автокефальная Албанская церковь была упразднена.
Свидетельства о попытках арменизации албанских церквей встречаются и в научных исследованиях многих известных историков. Так, видный российский историк, профессор Илья Павлович Петрушевский (1898-1977) отмечал, что армяне на протяжении всей истории целенаправленно и последовательно старались арменизировать албанские земли и не оставляли попыток выдать албанскую церковь за армянскую. Петрушевский в своих исследованиях подчеркивал, что исторические памятники в Карабахе никогда не принадлежали к армянской культуре.
Николай Адонц (1871-1942) в своих исследованиях указывает, что армянское население никогда не имело какого-либо авторитета в нагорной части Карабаха.
Вахидов Курбан. Исследователь – аналитик. Член Национального Совета Тюркской Республики Иреван и Комиссии по Стратегическим Исследованиям