Почему разгорелись протесты в Казахстане, что происходит сейчас в этой стране и чем все это может закончиться.
Драматичные новости из Казахстана продолжают доминировать в топе информационных лент. Протесты, ответные действия «силовиков», сообщения о таинственных авиарейсах из России, отставка Нурсултана Назарбаева с поста главы Совета безопасности, второе обращение к народу президента страны Токаева — все это лишь на первый взгляд может показаться результатом повышения цен на сжиженный газ. На самом деле сегодня на улицах казахских городов, если уж называть вещи своими именами, решается судьба самой по себе независимости и государственности Казахстана.
Триггером ситуации, конечно, послужило резкое повышение в два раза цен на сжиженный газ, которым большинство казахов заправляют свои автомобили. Но это скорее повод, чем причина.
Недовольство властями у населения накапливалось давно. После отставки в 2019 году Нурсултана Назарбаева, неизменно правившего страной 30 лет, многие надеялись на перемены. Верили, что придут новые лица, и будет больше свободы.
Что случилоь. Чем недовольны казахи?
Экономические трещины и пандемия стали причинами недовольства. Экономика – в стагнации, а учитывая огромные запасы нефти и газа, которыми владеет Казахстан, народ надеялся на какое-то развитие. Ожидали, что страна будет прогрессировать. Но этого не произошло.
Цены росли, а зарплаты нет. Уровень жизни падал. Это и подтолкнуло людей выйти на улицы.
-2 января в Жанаозене и селах Мангистауской области люди вышли на первые протесты против двукратного повышения цен на сжиженный газ. Многие заправляют им автомобили. Газ в стране подорожал на фоне и без того высокой инфляции и роста цен.
Жанаозен (Новый Узен) – 33 лет тому назад
Символично, что протесты начались на западе страны в маленьком городке Жанаозен.
Событие Жанаозене (Новый Узен) напомнили Советские времена, когда спецслужбы Советского Союза что отвлечь своих граждан от экономических, партийно-политических проблем создали в Новом Узене массовые межэтнические столкновения между казахами и лицами Кавказской национальности.
Межэтнический конфликт охватил вовсе не только Новый Узень, но весь обширный Прикаспийский регион – Гурьевскую (ныне Атыраускую и Мангистаускую) область, г. Шевченко (Актау), станцию Мангышлак, поселки Узень, Кульсары, Жетыбай, Мунайши, Шетпе, Акшукур, Ералиево, Кзылтюбе.
28 марта 1989 года в вахтовом поселке Тенгиз произошла массовая драка местных жителей с вахтовыми рабочими.
Вечером 16 июня 1989 года на танцплощадке в городе Новый Узень вспыхнула драка между казахами и лезгинами. Милиция вмешалась, последствий не было… но той же ночью в городе начали формироваться вооруженные отряды, между ними вспыхнули боевые столкновения.
17–19 июня группы молодежи, вооруженные палками, железными прутьями, камнями, громили частные дома, магазины, административные здания, схватывались на улицах города. Были предприняты попытки захвата городского отдела милиции, системы водоснабжения, других жизненно важных объектов города Новый Узень.
Власти вывезли значительную часть кавказцев за город и обеспечили их охрану. С 17 по 26 июня из Нового Узеня в Дагестан и Чечено-Ингушетию выехало 3516 человек. Тем не менее погибли, по одним данным, 4 кавказца, по другим – 5 человек (3 казаха и 2 лезгина), по третьим данным, число убитых превышает 200 человек. Точное количество погибших вряд ли станет известно: архивы частично уничтожены, частично засекречены.
После восстания большую часть кооперативов закрыли, большую часть кавказцев депортировали.
В 2011 году в Жанаозене также выходили на улицы люди. Это были работники нефтегазовых структур, зарплаты которых были низкими, хотя край очень богат запасами нефти и газа.
Но тогда власти применили против митингующих оружие. Протест жестко подавили. Погибли 16 человек, более 100 пострадали.
Жанаозен (Новый Узен) стал символом протеста.
Вот и в этот раз первые демонстрации вспыхнули именно там. Впоследствии они распространились на Мангистаускую область и всю страну.
– 4 января протесты охватили почти все крупные города, в том числе Алматы. Демонстрации сопровождаются столкновениями с силовиками.
– С 5 января в Мангистауской области, Нур-Султане и Алматы ввели режим ЧП, чтобы подавить “эйфорию митинговщины”, заявил президент Касым-Жомарт Токаев. Там действует комендантский час, усилено присутствие силовиков, ограничена свобода передвижения, изъято оружие у физлиц, запрещается въезд/выезд.
Нынешние протесты имеют системные причины: “Часть общества устала от бессменного правления Назарбаева, коррупции и беспредела. В Казахстане, в отличие от той же Беларуси до 2020 года, более жесткий персонализированный авторитаризм, где оппозицию почти полностью уничтожили несколько лет назад”.
Сейчас протесты могут использовать для внутри властных игр. Когда Назарбаев уходил с поста президента, он переписал на себя неограниченные полномочия в ряде сфер:
- управлении силовиками;
- кадровой политике.
А его преемник Токаев стал “английской королевой”. Но при этом все равно в стране возникло два условных центра власти.
Бенефициарами продолжающихся протестов может стать и ряд внешних игроков – это возможность для некоторых стран манипулировать ситуацией и раскачивать ее в своих интересах:
- Кремль хочет сохранить влияние на Казахстан, который начал внешнеполитическую диверсификацию;
- Пекин отстаивает сухопутный маршрут Шелкового пути;
- Вашингтон заинтересован в ослаблении пророссийских и прокитайских элит страны.
Назарбаев и Токаев пытались дистанцироваться от советского прошлого и России, усиливая национальную составляющую. Ослабление режима может использовать Россия, чтобы через силовые структуры, которые еще сохраняют связи с ФСБ, продвинуть свою повестку и усилить политическую зависимость Казахстана.
В случае победы революционеров и развала госаппарата Россия может начать интервенцию в Казахстан. Российские войска могут быть введены под предлогом защиты местных россиян и космодрома Байконур. Тогда РФ получит контроль над Казахстаном.
Если демонстрации утихнут, а никаких системных политических изменений не произойдет, власть сразу начнет серьезные репрессии. Все может пойти по сценарию Беларуси. Казахстан – жесткая диктатура. Можно ожидать серьезных репрессий и расправ над протестующими. В 2011 году после похожих протестов людей уничтожал
Но будущее протеста пока неясно. Нынешний митинг специфичен – не инициирован политическими силами, а является спонтанным народным движением. Это на руку властям, которые смогут по одному разбивать группы протестующих.
Есть ли Российский след событиях в Казахстане?
Ряд недавних шагов, предпринятые в Казахстане, возмутили Москву:
- Активная роль Казахстана в создании Организации Тюркоязычных Государств;
- Непосредственно политический весь Назарбаева в ОТГ и присвоение «патриарха тюркского мира»;
- Прием новых членов, таких как Туркменистан и Венгрия;
- Недавняя прозападная политика Казахстана;
- Военное соглашение с Турцией и покупка Байрактаров;
- Отмена государственного статуса русского языка, переход на латиницу;
- Отмечание памяти жертв голодного геноцида, устроенного Голощекиным и Мирзояном, и участников восстания 1916 года.
И вот этого казахстанской элите, судя по всему, Москва и не простила. Все это создавало у Москвы впечатление, что страна уже не искренне относиться к России, поэтому Кремль решил наказать Казахстан.
Нынешние протесты и политические игры вокруг них — это прямая угроза и независимости Казахстана, и его территориальной целостности. Притязания на север Казахстана, названный «Семиречьем», Москва обозначила еще в девяностые. Тогда на это не особо обращали внимание, но в те же годы в РФ впервые обозначили и «предметный интерес» к украинскому Крыму.
В Казахстане протесты не ограничиваются городами с казахским большинством. Русские уже начали акции протеста в северных городах Казахстана, граничащих с Россией, где большинство населения составляют русские. Это сулит наибольшую угрозу Казахстану. Как известно, российские политологи, а также некоторые официальные лица в российском правительстве и даже президент Путин время от времени высказывают мнение, что эти северные земли Казахстана принадлежат России. Следовательно, если произойдет вмешательство казахов, это может быть предлогом для российских военных вмешаться на эти территории, то есть оккупировать Северный Казахстан.
Происходит оккупация Казахстана! В РФ заявили, что пришло время возвращения русских земель
В связи с этим ситуация, становится все более опасной.
Словом, происходящее слишком уж напоминает этакую многоходовку: широкие народные протесты, в организации которых, ну разумеется, обвиняют Запад, «помощь» в их жестком подавлении — после чего властям страны просто некуда деваться и остается только падать в объятия России. В 2005 году этот сценарий разыграли против Узбекистана. Тогда страну «всего лишь» завели обратно в ОДКБ, где Ташкент, впрочем, не удержался. Совсем недавно — против Беларуси. И тут уже результаты оказались куда тяжелее: Беларусь не просто «интегрируют» в Союзное государство, но и планомерно лишают реального суверенитета.
Москва использует родоплеменное противостояние в Казахстане, пользуясь низкой национальной самосознанием казахской молодежи нагнетает обстановку.
Короче говоря, процессы, происходящие в Казахстане, – это провокация ФСБ России.
Спецназ РФ в Казахстане: первый шаг к оккупации
С другой стороны, тот факт, что вопрос о вводе войск ОДКБ в Казахстан был поднят сразу после инцидента, свидетельствует о том, что за этим процессом стоит Россия. Ход процесса показывает, что в этом нет никаких сомнений. Так же, как и в Азербайджане, чтобы спасти оккупационную армянскую армию от полного поражения в 44-дневной Отечественной войне, она отняла победу нашей армии в Карабахе в последний момент и подписала Соглашение от 10 ноября 2021 года. Соответственно азербайджанский и тюркские народы не забудут это предательство Российской Федерации. Вечером 10 ноября 2021 года оккупационные «российские миротворцы» вошли на территорию Карабаха.
Идеолог Кремля Дугин о событиях в Казахстане
«Казахстан пожинает плоды многовекторной политики: Запад, Россия, Китай. Попытка любого полюса добиться многопольного влияния на Казахстан блокировалась обращением к иному полюсу. Отсюда непоследовательность в евразийстве Назарбаева».
Такое мнение, как передает Minval.az, высказал российский философ Александр Дугин, которого СМИ называют «главным идеологом Кремля».
«А как хорошо и многообещающе все начиналось… Теперь вот началась очередная цветная революция. Строго по Джину Шарпу, которого, оказывается, так любили в нашем Институте Философии РАН. Конечно, за ней стоят США и Байден, пытающиеся открыть против России еще один фронт в Евразии.
Но для полумер у Москвы больше нет исторического времени. Все сторонники «хитрого плана» и «невводилы» оказались либо предателями, либо идиотами. Сегодня всем понятно, что в 2014 году мы упустили свой шанс, результаты чего и пожинаем. Мы много чего упустили и много чего пожинаем.
Ставки выросли: помощь Минску или Нур-Султану радикально меняет смысл — хотите продолжать править, сделайте однозначный выбор. В нашу сторону. И мы придем, и спасем, и поможем. Но назад уже не уйдем.
Мы, русские, выигрываем только в прямом столкновении, в результате понятных и простых сильных жестов. Так было, есть и будет. Чем больше мы затягиваем с интеграцией постсоветского пространства, тем ситуация становится все хуже и хуже. Пора действовать. И в Казахстане тоже. При этом ценой является отказ от многовекторности. Между Москвой и Пекином еще можно как-то балансировать, но третий-Запад, здесь явно лишний. Прозападные элиты Казахстана (как и России) должны быть принесены в жертву. В жертву новому Евразийскому Порядку», – написал Дугин на страницах издания «Катехон».
Русские историки размазали “Русского оккупанта” за казахов ногайцев и латышей
Вахидов Курбан. Исследователь – аналитик. Член Национального Совета Тюркской Республики Иреван и Комиссии по Стратегическим Исследованиям