После оккупации города Шуша. армянские оккупанты разграбили музеи города, в том числе были присвоены азербайджанские древние ковры. До известных карабахских событий, не имевшие ни одного истинного шушинского ковра, стали обладателями целой коллекции карабахских ковров. Так, некий Вардан Асцатрян, после захвата города, присвоил азербайджанские ковры, в основном хранящиеся в домах, квартирах спешно покинувших жителей г. Шуша.
Шушинский филиал Государственного музея ковра и народно-прикладного искусства (так тогда назывался Азербайджанский национальный музей ковра) был открыт с целью изучения, сохранения и поддержания древних традиций ковроткачества Карабаха. Филиал начал свою деятельность 19 мая 1987 года в Шуше, в особняке Мехмандарова – историко-архитектурном памятнике XVIII века. Шедевры, которые там демонстрировались, восхищали как туристов, прибывающих в Шушу, так и самих шушинцев.
https://moscowbaku.ru/news/culture/direktor_muzeya_kovra_shirin_melikova_azerbaydzhanskie_kovry_vozvrashchayutsya_v_shushu/
29 февраля большую часть экспонатов удалось вывести.
Во время оккупации, в 2011 году, армяне организовали свой Музей ковра в Шуше. Изрядная часть его экспонатов, судя по фото, представляла собой азербайджанские ворсовые и безворсовые ковры, а также изделия декоративно-прикладного искусства. Судя по информации из СМИ, там также демонстрировались предметы, найденные во время незаконно проводимых армянами во время оккупации археологических раскопок на территории нагорной части Карабаха.
Но откуда, спрашивается, в армянский музей попали азербайджанские ковры, если ковры из Шушинского филиала были оттуда вывезены практически все до единого?
Из домов азербайджанцев!
Тех самых азербайджанцев, которые вынуждены были покинуть свои жилища и стать беженцами.
Оставшиеся в плену в Карабахе азербайджанские ковры и составили основной фонд армянского музея.
Несмотря на то, что в нагорной части Карабаха было много населенных пунктов, прославившихся своими коврами, ведущее место в ковроткачестве до начала XX века прочно занимала Шуша. Здесь также производили безворсовые ковры – шадда, верни, зилли, килимы, паласы.
Ковры в домах жителей Шуши были семейной реликвией, передавались из поколения в поколение. Они служили украшением домов, их брали с собой на отдых на лоно природы. Ковры или паласы, с разложенными на них подушечками и мутаками, расстилались под большим развесистым деревом. Все садились вокруг расстеленной в центре скатерти, на которой были расставлены различные яства, отдыхали, слушали мугам и стихи.
Ковер в жизни шушинцев, так же, как и всех азербайджанцев, выполнял много самых разных функций. Без ковра и ковровых изделий нельзя было обойтись ни богатой, ни очень бедной семье.
Помимо высокого качества и большой художественной ценности, шушинские ковры были известны своими большими размерами. В Шуше проживало очень много богатых беков, купцов и ремесленников. В их домах обязательно были большие комнаты, залы. И полы в них надо было покрыть со вкусом – коврами. Обычно для этой цели брали либо большой ковер, для изготовления которого требовался особый станок, размещаемый в специально выстроенном большом помещении, либо “Дастя” – набор ковров, выполненных в одном стиле с большим центральным и небольшими боковыми узорами. Последние обходились дешевле. Армяне понятия не имели о такой технологии.
И даже, иногда, бедной семье было трудней обойтись, чем богатой, без ковров и ковровых изделий, которые она изготовляла сама. Так как мебели в азербайджанских домах не было, члены семьи и гости сидели на коврах, разложенных на полу, поджав под себя ноги (бардаш). По количеству и качеству ковров в доме судили о вкусе хозяина и его богатстве. Из ковровой безворсовой ткани изготовлялись всевозможные многоцветные переметные сумы-хурджуны и тюки для вьючных животных, седла и подстилки под седла, попоны, тюки для постельных принадлежностей – мафраши, мешочки для гребней – дараг габы, мешочки для зеркала – гюзгю габы и др. Ковровые изделия заменяли современные портфели, чемоданы, сундуки и т.д. Даже соль хранилась в красивых безворсовых ковровых мешках – чувалах. Производство большинства безворсовых изделий (мафраши, чувалы и др.) было связано с потребностями, традиционных только для азербайджанцев, сезонных переездов на гышлаки (зимовки) и яйлаги (летовки). Почти в каждой семье ткали ковры и ковровые изделия. Поэтому спросом на базаре пользовались ковры только высококлассных мастериц.
Кстати, в фальсифицированном армянами ряд статей в википедии найдете, что «мафраш — ковровый сундук, традиционные армянские постельники, представлявшие из себя мешки из карпетной ткани, которые предназначались для хранения постельных приднадлежностей. Мафраши являлись довольно вместительными длиной 1,2-1,5 м, шириной и глубиной 0,4-0,6 м.
В быту в него складывали и перевозили постельные принадлежности, другие предметы. Но при этом мафраши ткались во всех регионах Азербайджана — Газахе, Гарабахе, Нахчиване, Ширване, Баку и Южном Азербайджане».
Т.е. азербайджанцы ткали специально для армян!!!
Чего только не надумают!
Необычно высокий уровень художественной культуры азербайджанского народа, и, в частности, шушинцев, можно проследить по анализу коллекций, хранящихся в музеях республики и мира. Техника и композиционные решения передавались из поколения в поколение много веков. Со временем композиционные рисунки усложнялись, усовершенствовались и к началу XX века достигли необычайных высот. По многообразию и красоте орнаментальных и сюжетных мотивов, по изяществу цветовых решений, богатству материала азербайджанские ковры не имеют аналогов. https://www.trend.az/life/interesting/3419569.html
Искусство ковроделия на территории Азербайджана берет свое начало, по мнению исследователей, еще с бронзового века. Со времен Средневековья сотканные азербайджанскими мастерами ковры выступали в качестве предметов роскоши: гости из разных стран, побывавшие в Азербайджане, вывозили их в качестве товаров и подарков.
Не случайно, уже начиная с XV века, азербайджанские ковры изображались на полотнах знаменитых европейских живописцев. Как символ богатства и причастности к высокой культуре, они запечатлены на многих картинах великих художников Европы. Например, ковер типа “Зейва” вписан в картину “Мадонна Каноника” Яна ван Эйка (XV век), Пинтуриккьо в “Сцене из жизни Энея” изобразил ковер типа “Гянджа”, а нидерландский художник XV века Ганс Мемлинг включил изображения азербайджанских ковров сразу в несколько своих произведений, в том числе в известный триптих, посвященный Деве Марии.
В наши дни старинные азербайджанские ковры украшают интерьеры дворцов мира, Белого дома и госдепартамента США, хранятся во многих знаменитых музеях, включая Музей Метрополитен в Нью-Йорке, Музей изящных искусств в Бостоне, Музей искусств в Филадельфии, Лувр в Париже, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Эрмитаж, Ватикан и т. д. https://rg.ru/2013/02/26/kovry.html
Сегодня эти, присвоенные ковры пропадают, никому не хочется приютить украденные ковры. Одно дело присвоенные ковры хранятся на непризнанной территории, другое – на территории государственных музеев Армении. Очень важно в музейном деле документальное подтверждение происхождения экспонатов. Поэтому и музеи отгоняют от себя лжеколлекционера. https://ru.armeniasputnik.am/20220126/kollektsiya-kovrov-iz-shushi-vnov-pod-ugrozoy–problema-glazami-vsekh-storon-konflikta-37998027.html
В настоящий день, бесценные творения шушинских мастеров -170 азербайджанских ковров, в основном ковры XIX века, но есть и экземпляры XVII века, пытаются вновь запрятать в Степанакерте на территории бывшего завода.
Думаю, что азербайджанская сторона предпримет серьезные шаги по вызволению жемчужин азербайджанского культурного наследия из нечистых на руки «коллекционеров».