Ввод объединенных войск ОДКБ в Казахстан, с целью охраны важных государственных объектов страны, вызвал неоднозначную реакцию в Армении.
«Если все могло сложиться таким образом, и от него зависело задействование ОДКБ, почему они не сделали этого после того, как в отношении суверенных территорий Армении была совершена агрессия? Об этом в беседе с Новости Армении-NEWS.am сказал вице-спикер НС РА, депутат от фракции «Армения» Ишхан Сагателян, комментируя заявления секретаря Совета безопасности. https://news.am/rus/news/681130.html
«Напомним, что накануне в эфире Общественного телевидения секретарь Совета безопасности Армен Григорян заявил, что Армения не имеет права вести себя как обиженный юноша и говорить Казахстану: «Раз вы этого не сделали, то и мы не будем». Армен Григорян также подчеркнул, что, пожалуй, впервые в истории механизмы ОДКБ сработали, они показали, как это должно работать, выразив надежду, что Армения также получит соответствующую помощь от ОДКБ, если в будущем окажется в такой ситуации».
«Я уже давно перестал удивляться измышлениям высокопоставленных чиновников РА. Что значит, нам впервые удалось задействовать ОДКБ? Если все могло сложиться таким образом, и от него зависело задействование организации, почему они не сделали этого после того, как в отношении суверенных территорий Армении была совершена агрессия? Тем более, что агрессия еще не продолжается, и в настоящий момент войска противника находятся на нашей территории.
Если это зависело от Секретариата СБ, то почему тогда они не прилагали усилий для задействования этих механизмов? Или они более сердобольны по отношению к Казахстану?
Что значит «такая ситуация»? То есть, если в Армении будут демонстрации, они попросят помощи у ОДКБ? Дело в том, что агрессия против территории Армении была и есть сейчас, и Армения так и не смогла получить помощь от ОДКБ.
До сих пор неясно, обращались мы в ноябре в ОДКБ в надлежащем порядке по письменной процедуре или нет в надежде на помощь. Казахстан за это время получил от ОДКБ желаемое, а Армения не смогла. У нас беспринципная, не имеющая собственной позиции власть, не способная обеспечить безопасность страны», — сказал Сагателян.
О чем говорит депутат? О какой агрессии против территории Армении речь идет. Армения не предпринимает шаги по установлению мира между странами. Для этого надо:
1. взаимно признать территориальную целостность обеих стран;
2. определиться с принципами делимитации и демаркации границ;
3. определить принципы открытия и создания новых транспортных сообщений.
Азербайджан занял позиции на границе, согласно существующим советским картам. Если Армения их оспаривает, то это надо делать в рамках созданных совместных комиссий по данному вопросу. И что должна была сделать ОДКБ? Какую позицию занять? Какие карты взять за основу? Представьте, что происходило бы в мире, если по вопросу приграничных спорных территорий, военные организации шли бы друг на друга стенкой? И что ОКДБ должна была объявить войну Азербайджану? И почему Азербайджан не прав, а Армения права? Только потому, что какой-то политолог так считает?!
«Мы считаем, что Армения не должна была препятствовать консенсусному решению ОДКБ, учитывая те ожидания, которые у нас есть в связи с этой структурой. Но мы должны были воздержаться от отправки войск, учитывая, что нет полной информации, анализа с точки зрения последствий их ввода, а также принимая во внимание отношение Казахстана во время 44-дневной войны и его заявления», — продолжает он.
Т.е. Армения посылает в ожидании, что эта структура поможет Армении.
Однако экс-начальник Генштаба Армении, генерал-полковник Мовсес Акопян считает, что «на статью, по которой Армения обратилась к ОДКБ, был соразмерный отклик организации. А Казахстан подал заявку по иной статье, ну и отклик ОДКБ был соразмерным на эту статью». https://news.am/rus/news/681054.html
Напомним, что Армения отправила 100 военнослужащих в Казахстан. Транспорт для этого предоставила Россия.
Почему в будущее надо смотреть с позиции возможной войны, а не с точки зрения создания системы мира и развития в регионе?!
Кямран Рустамов — Педагог и общественный деятель, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки. Член Национального Совета Тюркской Республики Иреван и Комиссии по Стратегическим Исследованиям