Мировое сообщество, уставшее от вечного армянского нытья, которому надоел армянский синдром «жертвы», вымоливание признания «геноцида», с радостью восприняло весть об ожидаемых коренных изменениях в армяно-турецких отношениях.
Так обе стороны объявили о назначении специальных представителей для ведения переговоров между двумя странами.
Турецкая сторона назначила своего представителя, достаточно известного в политических и дипломатических кругах профессионала Сердара Кылынча.
Кылыч окончил колледж TED в Анкаре и получил степень бакалавра наук в области политологии в Университете Анкары. Начал работать в МИД в 1984 году и занимал различные должности. В период с 2006 по 2008 гг. был главой отдела по связям с НАТО. Работал послом Турции в Ливане в 2008-2010 гг. Затем стал генсекретарем Совета национальной безопасности Турции в период с 2010 по 2012 гг. Кылыч занимал пост посла Турции в Японии с 2012 по 2014 гг. Возглавлял дипмиссию Турции в США с апреля 2014 года.
Ожидается назначение и от армянской стороны.
Но самое интересное, что уже раздаются различного рода «советы».
«Армения должна вести диалог с Турцией, как это делают недружественные государства, однако говорить с противником вовсе не означает принимать все его предусловия для начала переговоров». Такое мнение Sputnik Армения высказал исполнительный директор Ассоциации политических наук Армении Бениамин Погосян.
Если заведомо считаешь своего визави противником, то о каком урегулировании отношений может идти речь.
По словам Погосяна, говорить с Анкарой нужно, однако следует понимать, какой будет тема переговоров. Кроме того, считает он, во время диалога Ереван должен сделать конкретные заявления и констатации по ряду пунктов. Во-первых, признание Карабаха по меньшей мере в границах бывшей НКАО, а также обеспечение стабильной сухопутной связи с Арменией. Во-вторых, Армения должна заявить, что не забыла о грубых нарушениях Анкарой международного гуманитарного права во время 44-дневной войны в Карабахе, в которую Турция была напрямую вовлечена. А значит, Ереван должен всеми правовыми методами добиваться, чтобы Турция заплатила определенную цену за эти нарушения.
“Кроме того, нужно четко заявить, что мы как противоборствующие стороны можем иметь дипломатические отношения, открыть посольства, использовать территории наших стран в транзитных целях, однако Армения ни за что не должна допускать турецкой экономической экспансии с последующим экономическим господством в нашей стране“, – отметил эксперт.
После озвучивания вышеназванных заявлений Еревану нужно будет дождаться реакции Анкары, чтобы понять, действительно ли Турция хочет вести переговоры, отметил Погосян.
Можно их не комментировать. Ясно, что так называемый эксперт заведомо предполагает, что Турция эти предложения не примет. Тогда можно будет на Турцию списать срыв переговоров.
Не уверен, что в армянском правительстве так думают и собираются так действовать.
Нормализация отношений с Турцией, перевод стрелок на мирный лад в первую очередь в интересах находящейся в стагнации экономике страны. Разблокирование дорог, открытие границ, расширение связей на всех уровнях позволит Армении поменять экономический климат в стране. В текущем году при населении менее 2 млн человек ради заработка более 300 тысяч человек отправились в Россию. Сближение с Азербайджаном и Турцией, работоспособные транспортные сообщения с Россией и другими странами СНГ значительно расширят экономические возможности Армении, позволят создать дополнительные рабочие места, что остановит массовый отток населения из страны.
Надо не условия ставить, а искать пути взаимовыгодного сотрудничества.
Мне представляется, что в армянском правительстве достаточно разумных людей, которые понимают, что давно пора уходить от политики конфронтации к добрососедскому отношению во всех сферах обеих стран.
Кямран Рустамов — Педагог и общественный деятель, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки. Член Национального Совета Тюркской Республики Иреван и Комиссии по Стратегическим Исследованиям