Одной из важной составляющей в азербайджанской государственности является Кавказская Албания, включающая в себя различные области. Так, например, историческая область Арцах-Хаченское княжество* богата множеством произведений древних средневековых зодчих Кавказской Албании ([1], с. 155, 156). Особенно интересна группа христианских храмов, представляющих собой блестящие образцы албанской церковной архитектуры.
Наиболее древним из них был монастырский комплекс Хашаванк или Хотаванк, расположенный на гребне, покрытой лесом горы по левому берегу реки Тертер (Тар’тар) в Кельбаджарском районе Азербайджанской республики. Хашаванкский монастырь возник вскоре после распространения христианства в Арцах-Хачене.
Согласно преданиям первая базиличная постройка, сохранившаяся в полуразрушенном состоянии, создана еще в I в. н. э.
На территории Арцах-Хаченской области проживали кавказские албанцы**, в состав которых входили также утии-удины, на языке которых слово «Хаш» имело двоякое значение — Луна и свет, сияние ([2], с. 220).
Распространенность в Кавказской Албании поклонения планетным богам отмечена еще Страбоном — албаны почитали богов Гелиоса, Зевса и Селену ([3], с. 503). Поэтому мы считаем, что место, где возник древний культовый комплекс, в связи с поклонением бесконечному свету — сиянию
— богу Митре и божеству Луны, являющемуся олицетворением одной из разновидностей беспредельного космического божественного огня — света, сияния, было названо на основе удинского слова «Хаш» Хашаванком.
Справка.
* Архац-Хачен-одна из областей Кавказской Албании, Азербайджанской Республики.
** Большая часть албан, исповедовавшая ислам, впоследствии стала называться азербайджанцами, а исповедовавшие христианство после присоединения их церквей в 1836 г. к русской церкви, путем объединения с армянской (присоединенной к русской церкви в 1828 г.), постепенно стали называться армянами ([4], с. 303).
Это название с течением времени претерпевало незначительные изменения и именовалось Хошаванк, Хотаванк, Хатаванк и др. Лишь по течению реки Тертер наблюдается несколько архитектурных памятников, носящих в названии частицу Хота, Хатра, Хада и др. ([7], с. 331 — 334.
Хотелось бы отметить, что кафедральный собор построен албанским князем Ованесом Хаченским. Это интересное творение зодчих Кавказской Албании сильно отличается от произведений культовой архитектуры соседних народов. Собор решен асимметрично как в объемно-пространственном, так и в планировочном решениях. Кстати, он не имеет аналогий ни в одном из комплексов армянского средневековья ([5], с. 175).
Своеобразно решена колокольня, прообразом для которой, видимо, явился древний Чахартаг в Кельбаджарском районе, расположенный на высоком стилобате, под которым устроен полуциркульный сводчатый проход. В потолке было проделано световое окно для поклонения священной стеле с изображением древнего Митры, расположенной почти в центре Чахартага.
Четырехколонная колокольня расположена на массивном основании с высоким арочным входом, сильно напоминающим указанный древний Чахартаг.
В последующие столетия возле первого базиликального храма был возведен ряд прямоугольных в плане церквей и часовен, благодаря которым возник крупный культовый комплекс, ставший резиденцией албанского (агванского) епископства и одним из важнейших культурно- просветительных центров Хачено-Арцаха ([6], с. 36).
С X по XV век Хашаванк становится христианским духовным центром албанского Хаченского княжества.
В период правления албанского князя Гасана, сына Сакар’а Вахтанга (1142 — 1182 гг.), в Хашаванке возвели купольную церковь ([1], с. 146). Когда пришел к власти сын князя Гасана — Вахтанг, значение монастыря еще больше укрепилось, там действовала гостиница, библиотека и была построена церковь жены Вахтанга Арзу-Хатун ([1] с. 163). Хорошо сохранившаяся, эта церковь является одним из ценных памятников архитектуры раннесредневековой Албании. Внутри храма имеются фрагменты фресок, авторами которых считают Арзу-Хатун и ее дочерей.
Их современник, албанский историк из города Гянджи, Киракос Гяндзакский писал что они наделены талантом и искусством изображения.
О значении описываемого монастыря можно судить по тому, что из других менее влиятельных монастырей свозили к нему разные рукописи и хачдаши (крест камни). Эта церковь в 1214 году была построена княгиней Арзу-Хатун в память о погибших сначала муже, а затем двух сыновьях. Церковь небольшая, имеет два барельефа: на восточной стороне над окном изображены по пояс князь и какой-то святой — оба держащие модель храма, а на южной стене — два князя также держат модель храма. В первом случае следует усматривать в изображении мужа Арзу-Хатун со святым, а во втором
— их сыновей. Исполнение этих ктиторских портретов и других небольших украшений не отличается высокой художественностью ([8], с. 116).
В указанной церкви имеются росписи, изображающие на южной стене крупномасштабную сцену возвращения Николаю Чудотворцу Христом — Митры и Богоматерью — Омофора(Митра — головной убор высшего духовного лица: омофор — широкая длинная лента, возлагаемая ему на плечо ([9], с. 22), а на северной — сцену убиения камнями архидиакона Стефаноса. Культ Николая Чудотворца, не имевший распространения в Армении даже в более поздние века, является, видимо, чисто албанским. Эти росписи, мы считаем, могли быть исполнены княгиней Арзу-Хатун и ее дочерьми, а не во время реставрации храма в 1312 г., как это считает Л. Дурново ([8], с. 153, 154). В пользу нашего мнения говорит изображение Николая Чудотворца, а также большая любовь княгини Арзу- Хатун и ее дочерей к художественному творчеству.
Примером своеобразия в тематике церковных росписей Арцах- Хаченского княжества, относящихся к XIII и началу XIV веков, можно привести однонефный храм в селе Довшанлы (Арачадзоре), в апсиде которого изображены два храма: один прямоугольный в плане, другой граненый. Должны были существовать особые причины почитания каких-то отдельных храмов, чтобы они могли заменить изображения святителей и апостолов ([8], с. 153). Тема двух разных по архитектуре храмов — прямоугольного и граненого в плане повторяется в скульптурных изображениях одиночных ктиторов на шестнадцатигранном барабане гандзасарского собора, построенного примерно в это же время, где они, расположенные каждый в отдельной нише, держат над головой модель храма ([10], с. 151 — 153). Этот пример лишний раз подтверждает локальность указанной темы, характерной для культовых сооружений Кавказской Албании ([11], с. 3 — 17).
В монастырском комплексе Хашаванк находится уникальный памятник гражданского зодчества средневековой Албании — дворцовый зал начала XIII века. Он расположен в южной группе сооружений среди остальных светских построек (трапезной, библиотеки, жилых и коммунальных зданий).
Строительная надпись на южном фасаде указывает, что возведен он в 1211 году Григорием, сыном князя Гасана.
Композиционное решение дворцового зала, построенного из базальтового камня, очень характерно для албанских и армянских притворов описываемой эпохи. План зала приближается к квадрату (внутренние размеры 8,4х9м), в центральной части его расположены четыре круглые колонны с восьмью полуколоннами у стен. Как колонна, так и полуколонны были высечены из целых базальтовых глыб, на них опираются арки, которые делят перекрытие зала на девять частей — восемь прямоугольных и квадратную центральную часть с восьмигранным шатром и световым отверстием (генезис древних жреческих мотивов в архитектуре культовых и общественных зданий). Колонны имеют профилированные капители и базы со сталактитовыми выемками на углах.
Здание дворцового зала лишено декора только в интерьере, над небольшим возвышением (возможно место, где стоял трон албанского князя) в стене установлен хачдаш, декорированный тонкой резьбой. Здание не имеет окон и освещается через световое отверстие в перекрытии.
Будучи творением албанской архитектуры, зал отличается от дошедших до нас средневековых армянских дворцов с единым перекрытием на перекрещивающихся арках.
1. Орбели И. А. Избранные труды. Ереван, изд. АН Арм. ССР, 1963
2. Гукасян В. Удинско-азербайджанско-русский словарь. Баку, Элм, 1974.
3. Страбон. География. Л., «Наука», 1964.
4. Линч X. Ф. Армения. Путевые очерки и этюды, т. I. Тифлис, 1910.
5. Улубабян Б. А. Хадаванк-Хатраванк. Научные сообщения Гос. Музея искусства народов Востока, вып. X. М., «Наука», 1978.
6. Геюшев Р. Б. Христианство в Кавказской Албании. Автореферат докторской диссертации. Тбилиси, Мецниереба, 1978.
7. Геюшев Р. Б. О слове «хат» в наименованиях памятников Нагорного Карабаха. МКАз, т. VII. Баку, Элм, 1973.
8. Дурново Л. А. Очерки изобразительного искусства средневековой Армении. М., «Искусство», 1979.
9. Протопопов Д. И. Объяснение всенощного бдения и литургии. М., изд. Ступина, 1908.
10. Энциклопедический лексикон, т. I. СПб. изд. Плюшара, 1835
11. 57. Ахундов Д. А. Интерьеры храмов Митры (II — I тыс. до н. э.) Уч. зап. АзИСИ, сер. X, № 3.Баку, изд. АзИСИ, 1976.
По материалам книги Д. А. АХУНДОВ «АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО И РАННЕ- СРЕДНЕВЕКОВОГО АЗЕРБАЙДЖАНА», АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, Б а к у — 1986