Справка Caliber.Az Гусейн Сафаров, журналист Caliber.Az
После победы Азербайджана в Отечественной войне и освобождения своих территорий Ереван, вооружившись тактикой «наглость – второе счастье», стал необоснованно обвинять Баку в уничтожении в Карабахе христианского культурного наследия, представляя при этом памятники Кавказской Албании как вещественное доказательство «многовековой истории армянского народа» в Карабахе. Мы не случайно отметили выше тактику Еревана насчет наглости, ведь доподлинно известно, что именно Армения в период оккупации азербайджанских территорий занималась разрушением, осквернением, разграблением и присвоением чужого культурного наследия. И если до 2020 года карабахским сепаратистам вместе с руководством Армении худо-бедно удавалось это скрывать, то в результате победы Азербайджана во Второй Карабахской войне правда всплыла наружу – разрушенные культурные и исторические памятники, оскверненные мусульманские святыни, арменизированые христианские храмы Кавказской Албании стали достоянием мировой общественности.
Сразу после войны 2020 года ЮНЕСКО предложила направить экспертную миссию для предварительной инвентаризации культурных объектов на освобожденных территориях Азербайджана. Баку призвал экспертов наряду с христианскими памятниками проинспектировать и мусульманские. Дело в том, что Армения в годы оккупации под разными предлогами препятствовала посещению оккупированных территорий представителям международных организаций. Однако, после окончания 44-дневной войны освобожденные территории Азербайджана стали местом паломничества для аккредитованных в стране всевозможных международных организаций, представителей дипломатического корпуса, научной сферы, иностранных СМИ и обычных туристов. В результате весь мир стал свидетелем учиненных армянскими оккупантами массовых разрушений культурно-исторических памятников, вандализма и варварства против культурного наследия Азербайджана. Медиа-свидетельства с освобожденных территорий стали стремительно распространяться в глобальной сети, в авторитетных СМИ. Фотографии разрушений в период оккупации армянскими агрессорами городов и сел, памятников культуры и истории Азербайджана стали демонстрироваться на международных площадках. Мир начал узнавать истину о 30-летней армянской агрессии против Азербайджана, о политике культурной чистки, которую все это время вела армянская сторона.
Примечательно, что даже после того, как в 2013 году Армения была избрана членом Комитета ЮНЕСКО по защите культурных ценностей, разрушения не прекратились. За годы членства страна-оккупант продолжала уничтожать культурные и архитектурные памятники Азербайджана на территории Карабахского региона и арменизировала христианские храмы Кавказской Албании, чтобы в дальнейшем обосновать притязания на эти земли. Из 67 мечетей и исламских религиозных святынь 64 были разрушены или значительно повреждены и осквернены. Мечети в Шуше, Агдамском, Губадлинском и Зангиланском районах, оскверненные армянскими граффити, использовались в качестве свинарников и коровников. На этих территориях были уничтожены и подверглись вандализму более 900 мусульманских кладбищ. Более того, на освобожденных территориях Азербайджана были обнаружены следы незаконных «археологических раскопок» и так называемых «восстановительных работ». Все это подтверждает тот факт, что армянская сторона пыталась скрыть и сфальсифицировать культурные, исторические и научные свидетельства. К примеру, в Кяльбяджарском районе была обнаружена оборудованная мастерская по производству «древних» хачкаров. Эти хачкары, с целью искусственного старения, подвергались окислению и обрабатывались уксусом, а затем их закапывали в землю, чтобы в дальнейшем использовать в качестве неоспоримого доказательства «многовековых армянских корней» в Карабахском регионе.
Между тем, аналогичная участь постигла и памятники истории и культуры, находящиеся в самой Армении. Как известно, на территории современной Армении находилось более тысячи азербайджанских населенных пунктов, сотни историко-архитектурных памятников, а также караван-сараи, дворцы, мечети, мавзолеи, усыпальницы, кладбища, надгробные памятники. Однако, все историко-архитектурные памятники, свидетельствующие о многовековом проживании там азербайджанцев, были стерты с лица земли, а кладбища разрушены. Если в начале XX в. в Армении было зарегистрировано более 300 мечетей, то в настоящее время частично невредимой осталась лишь Голубая мечеть, которую в результате изменения оригинальных особенностей иностранным гостям преподносят как «персидскую».
Тем не менее, освободив свои территории, Азербайджан внес существенные коррективы в долгосрочные преступные планы армянской стороны. Так, на прошлой неделе прошла встреча в видеоформате с участием президента Азербайджана Ильхама Алиева, президента Франции Эмманюэля Макрона, президента Совета Европейского Союза Шарля Мишеля и премьер-министра Республики Армения Никола Пашиняна. На встрече, кроме прочего, также обсуждался вопрос миссии ЮНЕСКО в Азербайджан и Армению, и было принято решение направить миссию в обе страны.
Сообщение о том, что стороны договорились об отправке миссии ЮНЕСКО в Азербайджан и Армению, подтверждает факт принятия международной организацией условий Баку. Миссия ЮНЕСКО ознакомится с состоянием азербайджанского культурного наследия не только в Карабахе, но и в самой Армении, в местах исторического проживания азербайджанцев, изгнанных оттуда в 1988-1989 гг.
Сейчас, когда обсуждается вопрос миссии ЮНЕСКО в Азербайджан и Армению, некие армянские общественные организации активизировались и, с одной стороны уцепились за заявление министра культуры Азербайджана Анара Керимова о том, что для устранения фальшивых надписей, нанесенных армянами на албанские религиозные храмы, создана рабочая группа из экспертов, знающих албанскую историю и архитектуру, а с другой, стали распространять фото видеокадры о якобы имевшем место вандализме азербайджанских военных во время войны.
Никто не спорит, что на войне пуля или снаряд не щадят никого – ни людей, ни строения, ни памятники истории и культуры. Это война, и на ней бывает всякое. Но если разрушение какого-либо строения во время войны еще можно объяснить, то как объяснить вандализм армянских оккупационных сил в невоенное время? Ведь уничтожение азербайджанского и албанского историко-культурного наследия в Карабахе и Армении происходило в годы действия режима прекращения огня.
Что же касается напугавшего армянскую сторону заявления Анара Керимова, то тут все логично – албанским религиозным храмам и памятникам будет возвращен их первозданный вид с участием экспертов, знающих албанскую историю и архитектуру.
Но, вернемся к основной теме нашего материала. Одним из признаков существования того или иного народа на определенной территории является наличие религиозных храмов, присущих религии этого народа. Вследствие распространения исламской религии, начиная с VII века, на территории современной Армении были построены сотни мечетей и других религиозных мест поклонения. Каждая мечеть являлась прекрасным творением азербайджанского зодчества.
К примеру, Иреванский крепостной комплекс, построенный в 1509-1510 годах по приказу Сефевидского правителя шаха Исмаила I его визирем Ревангулу ханом на берегу реки Занги, ныне на месте Еревана. Крепость была названа Реван или Иреван в честь построившего ее визиря. Но после завоевания Российской империей Иреванская крепость была объявлена государственной собственностью. В начале 30-х годов XIX века в более чем 120 сооружениях Иреванской крепости размещались государственные учреждения и организации различного назначения. В 50-е годы внутри крепости производились различные застройки и восстановительные работы. В крепости находились войсковые части и несколько десятков разных видов пушек. До 12 марта 1864 года Иреванская крепость сохраняла фортификационной статус. После того как крепость официально была ликвидирована, окрестные жители постепенно снесли ее оборонительные сооружения: стены и башни. В 1880-х годах исчезли одно за другим многие здания и оборонительные сооружения. В 1865 году армянский купец Нерсес Таирян, выкупив часть территории Иреванской крепости, построил там винодельческий завод (ныне коньячный завод).
Примечательным образцом гражданского зодчества города Иреван являлся и находящийся в Иреванской крепости Ханский дворец, или дворец Сардара. В периоды правления Сефевидов, Надир шаха, а также Каджаров, резиденция правителей, беглярбеков и ханов Иревана располагалась в Иреванской крепости. В 1578 году на правом берегу реки Занги напротив Иреванской крепости беглярбек Иревана Тохмак-хан разбил сад, а внутри крепости построил новый ханский дворец. Во время правления иреванского правителя Амиргуна хана Каджара (1604-1625) крепость и Ханский дворец были еще более укреплены. Иреванская крепость и в том числе ханский дворец, полностью разрушенные во время землетрясения 1679 года, были заново отстроены Зал ханом (1679-1688). В период нахождения Иревана в составе Османской империи Раджаб паша (1725-1728) провел значительные работы по строительству и благоустройству дворцового комплекса Иреванской крепости. В годы правления Гусейнали хана Каджара (1759-1783) был построен новый ханский дворец. В 1791 году по поручению сына Гусейнали хана Мухаммед хана Каджара к дворцовому комплексу был пристроен Зеркальный зал и Летняя резиденция в Сардарском саду. Таким образом, это величественное строение, с архитектурной точки зрения, являлось монументальным дворцовым комплексом. В 1810 году, в период правления Гусейнгулу хана, дворцовый комплекс был основательно отремонтирован, а также дополнен рядом построек. Дворец был захвачен армянами в 1913-1918 годах и полностью разрушен в 1918 году.
История Голубой мечети (Göy məscid) многим известна. Отметим, что строительство мечети, считавшейся редким образцом восточного зодчества, началось в 1760 году, а завершилось в 1765 году, в период правления Гусейнали хана. Мечеть шириной 66 метров и длиной 97,2 метра считалась Джума-мечетью Иревана. Она состоит из 28 келий, библиотеки, молельни и внутреннего двора. В то время у Голубой мечети было 4 минарета. В советское время три из этих минаретов были снесены. С 1936 года в здании мечети располагался музей истории города Иреван. После Великой Отечественной войны в мечети расположился музей природы, а с 1952 года в малом молебном зале стал функционировать планетарий. В 1991 году, после того как Армения обрела независимость и установила дипломатические отношения с мусульманскими государствами, возникла необходимость в том, чтобы Голубая мечеть вновь стала функционировать. Вначале, в 1991 году, из мечети переехал музей природы, а в 1994 году – музей истории. В настоящее время армянская сторона представляет зарубежным гостям Голубую мечеть как «персидскую».
Еще одним наследием азербайджанского народа можно назвать мечеть «Сардар» или «Аббас Мирза». По-видимому, то, что в начале XIX века наследный принц Аббас-Мирза перестроил эту мечеть, и послужило причиной того, что мечеть стала называться его именем. После оккупации Российской империей Иреванского ханства и города Иреван в 1828 году мечеть использовалась как оружейный склад. В советское время она была разрушена, часть ее стен сохранилась. В 2008 году оставшиеся руины мечети были уничтожены.
В начале XX века в Демирбулагском квартале Иревана, где проживали исключительно азербайджанцы, были зарегистрированы три мечети: мечеть Гаджи-Новруз-Али-бека, мечеть Гаджи Джафара и мечеть Демирбулагская. Так как Демирбулагская мечеть располагалась недалеко от моста через реку Гедар, ее также называли мечетью Керпюгулагы. Две из этих мечетей стали жертвами репрессий 1930-х годов и генерального плана города Иреван. До 1988 года единственной действующей в Иреване оставалась построенная Гаджи Музаффар агой мечеть, известная как Чатирли. Надпись на фасаде указывала на завершение строительства мечети в 1327 году хиджры, т.е. в 1909 году по христианскому летоисчислению. Минарет у нее отсутствовал. Вместо него на крыше была сооружена квадратная площадка высотой 1,5-2 м, на которой построена открытая беседка, окаймленная железными решетками. После того как в феврале 1988 года в Карабахе поднял голову армянский сепаратизм, в Иреване начались беспрерывные митинги. 23 февраля 1988 года армянские бандиты подожгли в Иреване Демирбулагскую мечеть и азербайджанскую среднюю школу №9 им. М. Ф. Ахундова. Впоследствии, чтобы скрыть следы пожара, стены Демирбулагской мечети были закрашены. Это было сделано с целью демонстрации зарубежным журналистам «добрых намерений» армян по отношению к азербайджанцам.
Так же уничтожена мечеть Раджаб-паши, которая была построена турками после взятия Иревана в 1724 году. Мечеть была названа в честь построившего ее османского Раджаба-паши. Через день после занятия города Иревана русскими войсками 1 октября 1827 года мечеть была превращена в церковь, изменена ее внешняя структура и к фасаду добавлены цилиндрические колонны. Мечеть, превращенная в церковь, была разрушена в 1930-е годы.
Мечеть Шахарская, или Залхана находилась в квартале Иревана под названием Старый город, который располагался между кварталами Гала (Крепость) и Тепебаши. Шахарская мечеть по величине была меньше Голубой мечети, но в красоте ей не уступала. На фасаде Шахарской мечети арабским алфавитом на турецком языке была вырезана дата завершения строительства – 1098 год хиджры, т.е 1687 год по христианскому летоисчислению. Таким образом, становится ясно, что Шахарская мечеть была построена после землетрясения 1679 года. По сведениям исследователей, мечеть Залхана находилась в центре города Иреван, на территории, которая ныне называется Площадь Республики. В 1928 году большой зал Шахарской мечети была снесен и на его месте был построен отель «Ереван». В 1999 году отель был реконструирован и стал называться Golden Tulip Hotel Yerevan. В относящемся к 1949 году документе, хранящемся в Государственном архиве Азербайджанской Республики, есть сведения о том, что мечеть Залхана использовалась в качестве выставочного зала. Назначение медресе мечети Залхана, которое состояло из двухэтажного здания и многочисленных келий, после Второй мировой войны было изменено. В настоящее время в его здании расположен выставочный зал Дома художников.
Одним из историко-культурных памятников, построенных в стиле Ханского дворца в Иреване, был и дом Панах хана Макинского. Жилой комплекс Панах хана, сына Сулейман хана, депутата Иреванской Городской думы, коллежского советника, находился на площади, носящей его имя, по адресу ул. Налбандяна, 19 (бывшая ул. Тер-Гукасовская). В состав комплекса входили: двухэтажный дом хана, кухня, кладовая, одноэтажное строение для служб, людская и конюшня. Хотя дом Панах хана в Иреване и был внесен в список памятников архитектуры, охраняемых государством, его постигла та же участь, что и другие азербайджанские историко-культурные памятники: он был разрушен и стерт с лица земли.
Еще одна мечеть под названием Тепебашинская расположена в Иреване в населенном квартале Тепебаши. Минарет мечети в 1960 году разрушился. В настоящее время в мечети, толщина стен которой составляет 1,5 метра, в комнате имама проживает армянская семья. Во дворе и в окрестностях мечети армяне возвели самостройки. По некоторым сведениям, эту мечеть построил член Иреванской городской управы, потомок ханского рода Аббасгулу хан Иреванский. Его дом также находился в этом квартале. Несмотря на то, что дом Аббасгулу хана почти разрушен, армяне все еще называют его «Домом хана».
Кроме религиозных объектов, вандализму армян подверглись и другие культурно-исторические памятники. Одним из них является Иреванская Базарная площадь в Старом (Городском) районе Иревана. Здесь же располагались многие площади и караван-сараи. Иреванская крепость являлась одним из четырех кварталов города. Между крепостью и другими кварталами (Шехер (или Старый город), Тепебашы и Демирбулаг) находилась Базарная площадь.
Печальная судьба не миновала и Караван-сарай Зараб-хана, который примыкал к зданию Голубой мечети. Караван-сарай был построен в 1760 году во время правления Гусейнали хана. Здание пострадало во время пожара 1880 г. и было перестроено в 1883-1885 гг.
Далее, Афшарский (Овшарский) караван-сарай датируется XVI-XVIII веками. В настоящее время на участке построен закрытый рынок (проспект М. Маштоца).
На исторической территории Азербайджана находилось множество крепостей, мечетей, военно-фортификационных объектов и других объектов культурно-исторического наследия Азербайджана. В литературе, относящейся к периодам средних веков и российского завоевания, даются сведения о существовавших на территории нынешней Армении и имевших военно-фортификационный характер крепостях: Иреванской крепости, крепости Кечи-гала, Сардарабадской крепости, Талынской крепости, Гюмринской крепости и Шораельской крепости. И тот факт, что сегодня в Иреване не осталось практически ни одного исторического памятника возрастом более 200 лет, является результатом геноцида культурно-исторического наследия азербайджанцев.
Армянская сторона не может продемонстрировать прибывшим гостям и исследователям ни одного исторического памятника возрастом более 200 лет на «древней армянской земле» и в ее «древней столице». А слухи о якобы разрушении армянской церкви в Баку распространялись целенаправленно, чтобы оправдать полное уничтожение оставшегося на территории Армении культурного наследия азербайджанцев. По прошествии более 30 лет, с начала военной агрессии Армении против Азербайджана, армянская церковь в Баку не только не была разрушена, но и охраняется государством как историко-архитектурный памятник.
Не только на территории Иревана, но и в целом Армении, стремящейся представить себя международной общественности цивилизованным государством, против историко-архитектурных памятников азербайджанцев и их материального наследия был учинен культурный геноцид в полном смысле этого слова.
Армянское государство должно ответить за полное уничтожение принадлежавших азербайджанцам мечетей и других религиозных мест поклонения в городе Иреван, а также на всей территории нынешней Армении. Безусловно отрицание подобных фактов приведет к очередным репутационным потерям Армении, однако на сей раз это будет сделано, надеемся, уже с помощью ЮНЕСКО, если эта организация подойдет к своей миссии объективно и непредвзято.